Дагирова У.Ш., зав.метод.центром, преподаватель русского языка и литературы, Почетный работник СПО РФ.
Проектные умения как один из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, возникает необходимость использовать в профильной подготовке будущих педагогов новые образовательные технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, и способствуют достижению высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления.
Среди таких технологий в настоящее время все чаще выделяют метод проектов, который успешно используется на разных ступенях обучения.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.
Повышение внимания к проектной деятельности связанно с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество обученности.
Проектное движение требует сформированности у современного специалиста проектной культуры. В связи с этим проектные умения выступают одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов, а их формирование является актуальной педагогической задачей.
Под проектными умениями мы понимаем освоенные студентами способы выполнения проектной деятельности.
Рассматривая технологию проектной деятельности, следует обратить внимание студентов на четкое соблюдение этапов проектной деятельности:
Предлагается 7 этапов: подготовительный, проектировочный, проверка качества, презентация, защита проектирования рефлексия.
Рассмотрим, как можно использовать этот метод при изучении литературы.
В процессе методического образования проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении путём постановки сложной исследовательской задачи, которая решается в сотрудничестве студентов и преподавателей. Главное в проектной деятельности – возможность самореализации.
Как показала практика, метод проектов позволяет решать дидактические задачи, превратить урок в дискуссионный клуб, в котором поднимаются интересные и актуальные для студентов проблемы. Для их решения студентам требуется не только знание произведения, творчества и биографии писателя, но и владение большим объемом разнообразных предметных связей, что необходимо при изучении литературы.
Для реализации проектной деятельности на уроке литературы следует определить этапы разработки структуры проекта и выявить деятельность студентов и педагога.
Лет 10 назад, когда ещё не имела понятия о методе проекта, из-за нехватки времени изучить всю тему «Литература начала ХХ века» провела открытый урок, который в частности, соответствовал целям, задачам этого метода: т.е. курс был поделен на группы, причем по желанию 4-5 человек. Это сторонники или поклонники, как они себя потом называли, тех или иных литературных направлений. Чтобы представить свою любимую поэтическую школу, им пришлось искать дополнительную литературу, сборники стихов, биографии и т.д.
Каждая группа должна была представить нечто такое, что характеризовало бы поэта, или поэтическую школу. На уроке литературы Маяковского представили в ассоциации с красивой красной, но очень колючей розой и сумели обосновать эту связь. Творчество Блока был представлен в виде самиздата сборника стихов, В. Брюсова –в виде рисунка, где был изображен волк и.т.д.
Богатыми возможностями для организации проектной деятельности студентов обладают все предметы, в том числе и русский язык с методикой преподавания. Впервые этот метод я попробовала применить на уроке современного русского языка на 3 спец. курсе, потому что не хватало времени на то, чтобы охватить все темы в подробности. Студенты слабо владели школьным курсом русского языка, поэтому надо было повторить пройденное и углубить материал, требуемый по программе современного русского языка.
Тема «Фонетика. Графика» исследовалась студентами самостоятельно. Курс был разделен на подгруппы, была обозначена проблема и даны направления работы в её решении. Итогом исследовательской деятельности стала газета «Фонетический вестник». Урок- проект «Фонетика. Графика» был открытым. Присутствующим, может быть, было и скучно, но студенты с большим интересом работали самостоятельно в процессе подготовки урока, нашли много интересного.
В журнале «Русский язык» (Первое сентября) представлен интересный материал для разработки урока - проекта по обособленным членам предложения: определению и приложению. Автор предлагает на этапе подготовке определить вместе с курсом проблемные вопросы, разделить группу по 3-4 человека и распределить задания:
1. Теоретически представить свою часть материала по теме, т.е., напомнит классу об условиях обособления определений и приложений. Для этого студенты должны будут собрать информацию, структурировать её.
Это этап подготовки продукта.
2. Практически поработать – подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Это этап изготовления практической составляющей продукта.
3. Создание «конечного продукта – тренинговые карточки.
Задания распределяются между собой: один готовит теоретическую часть, второй – практическую, третий – иллюстративный материал (вырезает, располагает материал на листе, копирует его на всех). Это этап оформления конечного продукта.
Презентация продукта: каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски.
И в течение пяти минут учитель комментирует ответы учащихся.
Тренинговая карточка размножается и раздаётся всем. Учащиеся лишь расставляют знаки препинания.
По такой же схеме можно реализовать проект «Тренажеры по русскому языку» и. т.д.
Учебный проект – средство обучения и воспитания, которое позволяет развивать умение искать нужную информацию.
Освоение проектной культуры нашими студентами поможет в дальнейшем стать более самостоятельными в исследовательских курсовых и выпускных квалификационных работах.
«СПО» №5.,2007г., стр19
«СПО» №11.,2008г стр9
«СПО» №1.,2009г стр33
«НШ» №8.,2008г стр65
«НШ» №9., 2008г стр72
«Русский язык» (1 Сентября) №1., 2010г стр14