Открытый классный час, посвященный творчеству Расула Гамзатова.
«Поэт всех времен и народов»
Разработала: Хузайматова Д.К.
Цели:
Ø Познакомить учащихся с биографией поэта, своеобразием творчества;
Ø привить интерес к его творчеству;
Ø воспитать гордость за своего земляка, прославившего Дагестан;
Ø воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.
План:
- Вступительное слово куратора, рассказ о детстве Расула Гамзатова
2. Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове
- Стихотворение «Как при тебе, отец, хитросплетенья…»
- Слово куратора
- Стихотворение «Журавли»
- Слово куратора
- Сообщения студентов о творчестве Расула Гамзатова
- Стихотворение «Родной язык»
- Сценка «Аварская мать» (из книги «Мой Дагестан»)
- Прослушивание песни «Матери» в исполнении И.Кобзона
- Слово куратора
- Стихотворения «О матери », «Изрек пророк…»
- Слово куратора, стихотворение «Если в мире тысяча мужчин…»
- Стихотворение «Берегите друзей»
- Чтение писем, приходивших к Расулу Гамзатову
- «Интервью с Расулом Гамзатовым»
- Знакомство с выставкой книг.
- Заключительное слово куратора, стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи»
Оборудование: портрет, выставка книг, видеопроектор.
Надпись на доске: Я родился на очень высоких горах,
А потом оттуда спустился к людям.
Расул Гамзатов
Литература:
v Р.Гамзатов «Мой Дагестан», Махачкала, «Дагучпедгиз», 1985г.
v Р.Гамзатов «Книга юмора и сатиры», Москва, «Молодая гвардия», 1986г.
v Р.Гамзатов «Чётки лет», Москва, «Художественная литература», 1986г.
v А.Даганов «Расул Гамзатов сказал…», Махачкала, 2003г.
v С.Хайбуллаев «Слово о Расуле Гамзатове», Махачкала, «Дагкнигоиздат», 1973г.
1. Вступительное слово куратора. (сопровождается презентацией)
«Если бы мне предложили назвать 10 лучших на мой взгляд поэтов-современников, я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов». Когда бы список сократили до пяти, я тоже в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта, и тут бы прибавил «и Гамзатов». В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха, с таким видением мира». Так говорил известный советский поэт и литературовед Сергей Наровчатов, выражая свое восхищение его талантом.
Дагестан присвоил ему звание народного певца - и это высшая честь, но творчество его давно перешагнуло границы его родного края. От Белоруссии до Чукотки, от Мурманска до Средней Азии звучат его стихи. Р.Рождественский о нем говорил: «Поэт он огромный, сделавшим знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, живое, щедрое. Я видел его на многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт».
Древние крепости и дворцы до сих пор вызывают изумление. Огромные глыбы так тщательно отшлифованы и пригнаны друг другу, что держатся веками, без цемента. Расул Гамзатов владел секретом старинной кладки в строительстве здания поэзии. Как камень к камню прилегают его стихи к друг другу, они весомы и зримы, но, в то же время, само здание производит впечатление удивительной легкости.
(видеофрагмент «Расул Гамзатов читает
стихотворение «Дагестан…»)
Куратор: Родился будущий поэт в сентябрьские дни 1923г. в маленьком, в 70 саклей, ауле Цада, Хунзахского района, в семье известного аварского поэта Гамзата Цадаса. Рос, как и все аульские мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу волчат в папахе, слушал сказки бабушки, сидя перед очагом. Однако в один из дней 11-летний Расул, лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли, написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел на высокую скалу поэзии. Через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете.
Первым учителем и наставником Расула в литературных начинаниях был его отец. О первых опытах сына он сказал: « Если взять щипцы и хорошенько порыться в этой золе, то можно сыскать уголек, хотя бы для того, чтобы прикурить от него».
Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стукалку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему, проиграешь и сам.
Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил, что завтра приезжают пехлеваны и ему поручили собрать для них деньги. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались насквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно всё.
И вот Расул предстал перед судом отца.
-Что это? - спросил отец, как будто спокойно.
- Это колени – ответил Расул.
- Колени – то колени, но почему они на виду? Расскажи-ка, где ты порвал штаны?
- В школе … зацепил за гвоздь…
- Как, как… повтори….
- За гвоздь.
- Где?
- В школе.
Отец ударил его по щеке ладонью.
- Скажи теперь, как ты штаны порвал?
Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
- Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью. Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. Три дня Расул ходил сам не свой. На третий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
- Ты знаешь, за что я тебя побил?
- За то, что играл на деньги, - ответил Расул.
- Нет, не за это. Кто в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
- За то, что порвал штаны.
- Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.
- За то, что не пошел в школу.
-Конечно, это твоя большая ошибка, - сказал отец, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.
Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул тот, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».
(просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове)
Студентка: «Как при тебе, отец, хитросплетенья
Покрыли мир, и зло вершит свой путь,
Берет неправда землю в окруженье,
Несправедливость не дает вздохнуть!
Зачем весь век свой, с подлостью сражаясь,
Искал ты сокровенные слова?
Она ко мне приходит, похваляясь:
«Нет твоего отца, а я жива!»
Она как в дни былые многолика
И каждый раз, избрав одно лицо,
Бесцеремонно к людям в дверь стучится.
Закроют дверь – она глядит в окно!
Орленка порождает лишь орлица,
Лишь ворон может ворона родить,
Скажи, отец, не лучше ли смириться,
В борьбе неравной руки опустить?
И слышится мне голос в отдаленье:
«Ты рук своих не опускай, сынок,
В борьбе нельзя бояться пораженья,
Орел, родить я ворона не мог.
Куратор: Шли годы. Поэт окончил Аранинскую среднюю школу, поступил учиться в Буйнакское педагогическое училище, «вечным студентом» которого он себя называл. После учебы работал учителем, затем журналистом. Расул рано достиг творческой и душевной зрелости. Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких переживаний. На войне с фашистской Германией он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца.
Студентка: «Уж 20 лет, как двое братьев милых
Погибли в неизвестном мне краю,
И 20 лет, во сне и на могилах,
Я - третий брат – стою и слезы лью.
Весь мир исколесив, сумел понять я:
В любом краю земли, в любой стране
Все люди мира - тоже третьи братья
Погибших и пропавших на войне»
Студентка: Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда – то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.
Сейчас я вижу: над землей чужою
В тумане предвечернем журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи – то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?..
Летит, летит по небу клин усталый, -
Мои друзья былые и родня.
И в их строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по - птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Куратор: Однако унынию не было места в этой жизнелюбивой душе поэта, умевшей даже сквозь слезы радоваться, восхвалять и восхищаться. Все его стихи искрят любовью к жизни и неиссякаемым юмором.
В 1946 году он поступил в Литературный институт имени М.Горького. И сейчас уже трудно представить, что по причине своей малограмотности он мог и не поступить. Широко известен случай, когда Р.Гамзатову представили его вступительную работу, в которой было много ошибок, а он ответил, что синей пастой писал и, следовательно, это не его работа.
Трудно представить себе, что он мог так и не узнать первых своих переводчиков – Якова Козловского и Наума Гребнева, а ведь с ними он познакомился именно в Литературном институте. Его переводчики – это его друзья. Бережно и любовно они отнеслись к гамзатовским строкам, тонким и изящным как дагестанская резьба по металлу.
Сообщения студентов о творчестве Расула Гамзатова
1 студентка: За годы учебы в институте он издает несколько сборников на русском языке: «Земля моя», «Песни гор». А в качестве дипломной работы была представлена большая лиро-эпическая поэма «Год моего рождения», которая в 1951 г. была удостоена Сталинской премии. Всеобщее признание окрылило его. За короткое время он создает несколько поэтических сборников: «Слово о старшем брате», «В горах мое сердце», «Горянка», «Высокие звезды» и др.
2 студентка: Известно, что не у всех книги становятся ступенями восхождения. Но Гамзатов - редкое исключение: дистанция от первого сборника «Горячая любовь и жгучая ненависть» до одной из последних книг «О бурных днях Кавказа» - это подъем по крутому и скользкому склону. Его сборники «Берегите матерей», «Четки лет», «Две шали», «Последняя цена», «Остров женщин» становились событием в разноязычной литературе.
3 студентка: Благодаря Р.Гамзатову, его переводческой деятельности, аварский читатель на родном языке узнал А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Т.Шевченко, В.Маяковского и др. известных советских поэтов. За эти и другие заслуги Гамзатов удостоен премии Джавахарлала Неру. В 1983г. в Риме, на конкурсе между лучшими поэтами всего мира - «Поэзия 20 века» - он получил звание «Первый поэт 20 века»
Творчество Р.Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. За свое творчество он был награжден орденом апостола Андрея Первозванного, который ему вручил В.Путин.
4 студентка: У Гамзатова есть чудесные циклы стихов о Болгарии, отличные строки о России, Грузии, Азербайджане. За последние годы поэт побывал почти в 20 странах. Но где бы он ни был, какие бы не пересекал меридианы, в сердце поэта всегда была Родина. И Индию, где драконы охраняют дворцы, и тысячелетние стены Рима, и Елисейские поля Парижа, и туманный Лондон видел поэт, но всегда думал о родной земле. Везде он оставался дагестанцем, и аварский язык оставался для него самым лучшим.
Студентка: Всегда во сне нелепо все и странно.
Приснилась мне сегодня смерть моя.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я.
Звенит река, бежит неукротимо,
Забытый и ненужный никому
Я распластался на земле родимой
Пред тем, как стать землею самому…
И чтобы плакать над моей могилой
О том, что я погиб во цвете лет,
Ни матери, ни друга нет, ни милой…
Чего уж там - и плакальщицы нет.
Так я лежал и умирал в бессилье
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На милом мне аварском языке.
В полдневный жар в долине Дагестана
Я умирал, а люди речь вели
О хитрости какого-то Гасана,
О выходках какого-то Али.
И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык.
Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык, но мне на нем не петь,
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.
Я за него всегда душой болею,
Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны Ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик.
И чтоб понять Махмуда мой наследник
Ужели прочитает перевод?
Ужели я писатель из последних,
Кто по-аварски пишет и поет?..
Мне дорог край цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина весь.
Я за него погибну где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь!
Чтоб у плиты могильной, близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула –
Преемника Гамзата из Цада.
Сценка: «Аварская мать» (из книги "Мой Дагестан")
Расул Гамзатов: Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор, дагестанец трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но куда бы ни поехал он, везде с ним была его тоска. Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, и я попросил, чтобы художник показал мне свои картины.
Художник: Эта картина называется «Тоска по Родине». На картине изображена итальянка в старинном аварском наряде. Она у горного родника с кувшином. Печально нахохлился на склоне горы каменный аварский аул. Вершины гор окутал туман. Туман – это слезы гор. Когда склоны окутывает туман, по морщинам гор стекают светлые капли. Туман – это я. На другой картине я изобразил птицу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а из окна сакли на нее глядит печальная горянка. Это по мотивам старинной аварской легенды.
Р.Гамзатов: Какой легенды?
Художник: Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила: «Родина, родина, родина…» Точь-в-точь как все эти годы твержу я… Хозяин птицы подумал: «Что же у нее за родина такая? Наверное, это какая-нибудь райская, цветущая страна, где райские деревья и птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и посмотрю, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну. Он открыл клетку и птица выпорхнула. Она отлетела на 10 шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо… На свою Родину я тоже смотрю из окна своей клетки.
Р.Гамзатов: Почему же вы не хотите возвратиться?
Художник: Поздно. В свое время я увез с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей свои старые кости.
Р.Гамзатов: Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению оказалась жива его мать. С грустью слушали родные, собравшиеся в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину. Они были рады, что он все-таки жив.
Автор: Вдруг мать спросила:
Мать: Вы разговаривали по-аварски?
Р.Гамзатов: Нет, мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.
Автор: Мать накинула платок на голову, как накидывают, когда услышат, что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли в Париже тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала:
Мать: Ты ошибся, Расул. Мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому научила его я - аварская мать.
Куратор: Три заветные темы было в творчестве Р.Гамзатова. И одна из них: «Родина, родной язык, родной народ». С таким же трепетом писал Расул о женщинах и матерях, идеалами которых для него были его мать - Хандулай и жена – Патимат.
«В женщине, скажи, какой черте
Придаешь особое значенье?
Женщина во всем на высоте,
Принимаю все без исключенья.
Спрашивают: более всего
Что тебе, скажи, в мужчине нравится?
Украшает мужество его
И любовью к женщине он славится.
(звучит песня «Матери» в исполнении И.Кобзона)
Студентка: Изрек пророк: « Нет бога, кроме Бога!»
Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!..»
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.
Вхожу и вижу четки, на которых
Она в разлуке, сидя одиноко,
Считала ночи, черные как порох,
И белы дни, летящие с востока.
Кто разожжет теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи опустит ныне
И за меня помолится в дороге.
Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонились грозные имамы
Он говорит: «Нет Бога, кроме Бога!»
Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!»
Куратор: В.Терешкова – известный летчик-космонавт - говорила: «Расул всегда удивляет нас, женщин, беспредельной любовью и уважением». Он призывал всех: «Берегите женщин! Берегите матерей!» У Расула особое отношение к нам, поэтому мы любим его».
«Если в мире тысяча мужчин
Снарядить к тебе готовы сватов,
Знай, что в этой тысяче мужчин
Нахожусь и я – Расул Гамзатов.
Если пленены тобой давно
Сто мужчин, чья кровь несется с гулом,
Разглядеть меж них не мудрено
Горца, нареченного Расулом.
Если 10 влюблены в тебя
Истинных мужей, огня не спрятав,
Среди них, ликуя и скорбя,
Нахожусь и я – Расул Гамзатов.
Если без ума всего один
От тебя, не склонная к посулам,
Знай, что это с облачных вершин
Горец, именуемый Расулом...
Однако наиболее интересна в творчестве Р.Гамзатова тема жизни. Познал Расул и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких людей. Поэтому, размышляя над трагедиями Махмуда и Эльдарилава, он вглядывается в свою судьбу:
«Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она…»
Все больше стихов – раздумий, подытоживающих жизненный путь, от которых веет мудростью и опытом. Вспоминал рано поседевший поэт, как считал он лучшими друзьями тех, кто хвалил его первые стишки, выпорхнувшие со страниц аварских газет, и подозревал в подлости и зависти тех, кто посмел покритиковать их. Бывало все, и необходимы были годы, десятилетия постижения и узнавания жизни:
Ты, время, вступаешь со мной врукопашную
Пытаешь прозреньем, караешь презреньем,
Сегодня клеймишь за ошибки вчерашние
И крепости рушишь – мои заблуждения.
Кто знал, что окажутся истины зыбкими,
Чего же смеешься ты, мстя и карая?
Ведь я ошибался твоими ошибками,
Восторженно слово твое повторяя.
Студентка: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Спотыкнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу,
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей.
Куратор: Таланты, как известно, с душевным трепетом думают о своей главной книге, которую они напишут. О такой же мечтал, наверное, и Гамзатов. Но мне кажется, что у него неглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.
Студенты читают письма:
1) Жительница г. Свердловска, К.И. Сыркова, пишет Р.Гамзатову: «Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная, ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю, как поделиться с Вами своим состоянием вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОв не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стало Ваше стихотворение «Журавли».
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня…
А это место оставлено сыновьями для меня, дорогой Расул. Мать должна быть рядом с сыновьями. А вы живите и процветайте, на радость и утешение таким же как я, обыкновенным матерям. Живите долго, чтобы высказать нашу боль и радость».
2) «Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишете!
Есть 3 заветных песни у людей,
И в них людское горе и веселье.
Одна из песен всех других светлей -
Ее слагает мать над колыбелью.
Вторая - тоже песня матерей:
Рукою гладя щеки ледяные,
Ее поют гробом сыновей…
А третья песня – песни остальные.
Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все. Лидия Асриян г.Киев.
3) «Четыре года и 2 месяца прошло с тех пор, с того страшного дня, когда мы потеряли единственного сына. Все эти годы я тяжело болела. Была прикована к постели. Сегодня я могу писать Вам - это для меня большое счастье, т.к. с того момента, как вы откликнулись на мое горе, я мысленно с Вами. Вы такой великий человек, с такими незаурядными способностями, которого любит вся наша страна, все прогрессивное человечество. Вы, несмотря на Вашу занятость, не оставили без внимания письмо самой обычной женщины, и прислали поэму «Разговор с отцом» с Вашим автографом. Это прекрасная поэма, которую я выучила наизусть…
Спасибо Вам, всеми любимый Расул Гамзатович! Спасибо Вам, что вы живете на земле! Я и мои дочери желают Вам, вашим родным и близким быть всегда здоровыми, светлыми и красивыми, как цветы мая! С уважением, Ваша поклонница. Ставрополь 1982г.
4) «Расул Гамзатович! Оберегатель всех матерей мира! С превеликим удовольствием прочла Вашу книгу «Остров женщин». Не могу не выразить Вам сердечной благодарности, примите ее от старой женщины, матери, читающей и собирающей ваши произведения. Кланяюсь Вам и искренне благодарю за это. Дай бог Вам здоровья, чтобы многие годы радовать всех почитателей Вашей поэзии. Спасибо матери за такого сына.» Анна Гаркушенко, г.Ташкент.
Куратор: (Ознакомление с выставкой книг. Особо отметить книги, изданные на иностранных и родном языках.) Расул Гамзатов был человеком необыкновенной души с обостренным чувством совести и чести, при этом очень скромный и не зазнающийся. Звания и ордена не испортили его. А его творчество раскрывает перед нами его душу.
В Москве, в концертном зале имени Чайковского в 1980г. состоялся вечер поэзии, после которого поэты отвечали на записки из зала. В адрес Расула поступило много записок. Некоторые из них мы сейчас озвучим.
Сценка «Интервью с Расулом Гамзатовым»
Куратор: Расул Гамзатович, когда вы пишете стихи?
Расул Гамзатов: Нет времени, когда я их не пишу: и летом, и зимой, и на цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев золотые листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.
Куратор: Бывает ли у поэта учитель?
Р.Гамзатов: Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью, страстью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.
Куратор: Что такое многолетняя жизнь по-вашему?
Р.Гамзатов: Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.
Куратор: Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?
Р.Гамзатов: Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель - разве он писатель?
Куратор: Вы уверены во всем, что пишете?
Р.Гамзатов: Если бы не был уверен, я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах.
Куратор: Гордитесь ли вы столь многими званиями, орденами?
Р.Гамзатов: Я горжусь тем, что Родина оценивает мой труд, что он не остается без внимания.
Куратор: Несут, несут друзей земные смерчи,
Не по моей и не по их вине
Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,
И я стою с собой наедине.
И, если путь чуть больший мне отпущен,
Их в памяти хранить даю обет,
Надеясь непременно, что в грядущем
Когда-то тоже вспомнят обо мне.