Разработала: преподаватель математики
Зайнутдинова Марзият Изамутдиновна
Тема: Обобщающий урок по теме «Доли».
Цель: закрепить образование, чтение, запись долей;
закрепление умений сравнивать доли;
закрепить нахождение числа по доли и доли по числу.
Оборудование: тетради с тестами, таблицы, наглядности (геометрические фигуры).
План:
I Организация урока.
II Работа над пройденным материалом
- образование и запись долей.
- нахождение доли от целого.
- нахождение целого по доле.
- сравнение
III Итог урока.
Ход урока.
I Организация урока.
II Работа по пройденному материалу.
- Если разделить целое на равные части, как будет называться каждая часть? (доля).
- Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме: «Доли», вспомним образование, чтение, запись, сравнение долей, а также нахождение числа по доле и доли от числа.
Работать будете в тетрадях, которые я вам раздала да начала урока. На каждой странице определенного вида задания. Эти задания будете выполнять поэтапно, и оценивать в балах, как оценивать я объясню по ходу выполнения заданий. И сразу балы будете заносить в таблицу на первой странице тетради. После выполнения заданий, посчитаете в таблице общее число балов, и от количества балов будет зависеть ваша оценка.
1. образование и запись доли.
- Как называется данная фигура? (круг)
- На какие части разделен круг? (на равные)
- Как называется закрашенная часть круга? (1/2 доля круга)
- Правильно, иди, запиши.
- Как называется закрашенная часть этого круга? (1/6 доля круга)
- Почему? (круг разделен на 6 равных частей и закрашена 1 часть).
- Правильно, иди, запиши.
- Какую долю напишем напротив этой фигуры? (1/3).
- Почему? (фигура разделена на три равные части и закрасили 1 часть).
- Сколько треугольников вы видите? (4).
- Какие эти треугольники? (равные).
- Что показывает закрашенный треугольник? (1/4 долю).
- Правильно, иди, запиши.
- Что показывает число под чертой в доле 1/6? (что целое разделено на 6 равных частей).
- А что показывает число над чертой? (что закрасил одну долю или взяли одну часть из 6 частей).
Накладываю, все страницы вывешиваю на доске.
- Откройте тетради, найдите задание №1.
- Прочитайте условие (обращаясь к ученику).
- Напротив каждой фигуры запишите долю, которая соответствует закрашенной части.
- Приступайте к выполнению.
Готовлю доску к следующему заданию.
После выполнения задание.
- А сейчас проведем самоконтроль (Открываю ответы на таблице)
- Сверьте свои ответы с ответами на доске. Если ваш ответ неверный, то не исправляйте его. Исправление будет засчитано ошибкой.
Кто записал все доли, верно, поднимите руки. Поставьте себе под заданием 4 балла. У кого одна ошибка 3 балла.
У кого 2 ошибки из 4-х, то два балла.
У кого 3 ошибки 1 балл. Кто не справился 0 балла.
Занесите свой балл в таблицу на первой странице напротив №1
- В первом задании выписывали долю, которую показывает закрашенная часть целого, а здесь вы должны указать целое, на котором закрашена 1/3 целого.
- Под каким номером это целое? (под №3)
- Почему? (круг разделили на 3 равные части и закрасили одну часть).
Снимаю таблицу №1.
- откройте страницу в тетрадях с заданием №2
Читает ученик условие задания в слух.
- Приступайте к решению задания.
Готовлю доску к следующему заданию.
После завершения работы детей, открываю ответ в таблице.
- кто, верно, указал целое, запишите под заданием 1 балл. Кто не справился, запишите 0 балла. Занесите свой балл в таблицу напротив №2.
в) Работа с наглядностью на доске
- Прочитайте, какие доли нарисованы под кругом. (1/6, 1/8, 1/5)
- В предыдущем задании вы по доле находили целое, а здесь по закрашенной части найдите долю.
- Какая из долей соответствует закрашенная часть? (1/8).
- Почему? (круг разделен на 8 равных частей и закрашена одна часть).
Подчеркиваю 1/8 долю. Снимаю таблицу №2.
- Откройте в тетради страницу с заданием №3
- Прочитайте условие в слух.
- Приступайте к выполнению задания.
Готовлю доску к следующему заданию, делаю чертеж на доске.
- Проверим, как выполнили задание №3
Открываю в таблице ответы.
- кто правильно подчеркнул все три доли, поставьте 3 балла, у кого одна ошибка 2 балла, одна ошибка 1 балл. Кто не справился 0 балла.
Занеси свой балл в таблицу на первой странице.
2. Нахождение доли от целого.
- Сколько частей в кругу? (3)
- Можно ли закрашенную часть круга назвать 1/3 долей (нет, потому что круг разделен не на равные части)
Работа с чертежами на доске.
- Как называется первая фигура? (прямоугольник)
- В этом прямоугольнике нужно заштриховать 1/6 долю. Что для этого нужно сделать? (разделить прямоугольник на 6 равных частей и заштриховать одну из частей).
- Правильно, иди, закрась.
- Кто закрасит одну третью долю второго прямоугольника.
выполни с пояснением (делю прямоугольник на 3 равные части и штрихую одну)
- Сколько квадратов вы видите? (8)
- Какие они между собой? (равные)
- Как найти 1/4 часть от всех квадратов? (8 разделить на 4)
- Сколько квадратиков надо заштриховать? (2)
- Правильно, иди, раздели и заштрихуй.
- Как находят долю от целого? (делим целое на равные части и закрашиваем одну часть).
Открыли в тетрадях страницу с заданием №4.
Снимаю таблицу №3
- Прочти условие задание
- Приступайте к выполнению задания
Показываю правильные ответы, дети сравнивают.
- У кого все четыре задания закрашены, верно, ставит 4 балла, у кого три ставит 3 балла, два ставит 2 балла, один 1 балл, кто не справился не с одним заданием 0 балла.
- Занесите баллы в таблицу.
3. Нахождение целого по доле.
- У меня на руках 1/4 доля круга. Сколько таких долей в целом круге? (четыре).
- Правильно (раскрываю круг)
Работа с чертежами на доске.
- Квадрат является 1/2 долей прямоугольника. Сколько таких долей в целом прямоугольнике? (2)
- Сколько частей нужно дорисовать до целого прямоугольника? Иди, дорисуй.
- №2 дорисуйте до прямоугольника. Выполни с пояснением (в целом три таких равных частей надо нарисовать 2 таких частей)
- №3 три треугольника являются 1/2 от всех треугольников. Сколько треугольников в целом? (6)
- Сколько надо треугольников дорисовать. (3)
- Иди, дорисуй.
Снимаю таблицу №4
- Откройте страницу с заданием №5. Читай условие вслух. (Готовлю доску к следующему заданию).
- Кто, верно, изобразил, все три ставят 3 балла, два ставят 2 балла, один 1 балл. Кто не справился 0 балла. Занесите баллы в таблицу.
Физ. минутка.
4. Сравнение долей
- Что общего у этих прямоугольников? (размер, разделы на равные части)
- Чему равна каждая часть в первом прямоугольнике? (1/2 долей)
- Какие доли запишем под 2-м, 3-м и 4-м прямоугольникам? (1/3, 1/4, 1/8)
- Используя прямоугольники, сравните 1/2 и 1/3, 1/3 и 1/4, 1/4 и 1/8. (1/2 и 1/3, 1/3 и 1/4, 1/4 и 1/8) Снимаю таблицу №5
- Открыли страницу в тетрадях с заданием №6
- Читай условие. Выполняйте задание. (после выполнение открываю ответы).
- Кто, верно, сравнил, выставьте 3 балла, у кого одна ошибка 2 балла, две ошибки 1 балл.
Кто не справился 0 балла. Занесите баллы в таблицу.
Исследовательская работа. - 1/8< 1/2, 1/81/4. Сравните в долях числа под чертой. Что вы заметили? (8>2, а 1/8<1/2; 8>4, а 1/8<1/4; 2<4, в 1/2>1/4).
- Какой делаем вывод? (чем больше число под чертой, тем меньше доля). Снимаю таблицу №6.
- Открыли в тетрадях страницу с заданием №7.
- Прочитай условие вслух. Выполняйте. (после выполнения задания открываю ответ).
-Кто, верно, выполнил, ставит 2 балла, кто не справился 0 балла. Занесите свой балл в таблицу.
Запись на доске
1, 5, 7, 3, 4, 2, 8
- Назовите числа в порядке возрастания. (1,2,3,4.5,6,7.8) (записываю эти числа на доске). Снимаю таблицу с заданием №7.
- Открыли страницу в тетрадях с заданием №8.
- Прочитай условие вслух. Выполняйте.
(после выполнение задание открываю ответ).
- Кто записал, все доли в такой последовательности как в таблице ставите 2 балла. А кто записал, не в такой последовательности ставит 0 балла.
III Итог урока.
- Подсчитайте общую сумму баллов в вашей таблице. Запишите общую сумму баллов напротив слова «всего».
- У кого 18, 19, 20, 21 баллов – оценка «5».
14, 15, 16, 17 баллов – оценка «4».
10,11,12,13 балов – оценка «3».
- А у кого меньше баллов оценка «2».
- Выставьте свои оценки под таблицей и сдайте, свои тетради я их еще раз проверю (собираю тетради).
- Сравните 1/6 и 1/20. (1/6>1/20).
- Какой мы сделали вывод на уроке, когда сравнивали доли?
(чем больше число под чертой, тем меньше доля).
_ Каким действием находим долю от числа? (делением).
- Каким действием находим число по доли? (умножением).
- На этом урок закончен.
- До свидания.