ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

Преподаватель литературы Дагирова У.Ш.

Тема: "Предложение"

Цели:

1. Закрепить теоретические знания и практические навыки распознавания синтаксических единиц в тексте;

2. дать понятие о патриотизме через свободную лексическую тему «Человек и личность»;

3. дать элементарные знания в области научной лингвистики по теме.

Оборудование: Опорный схема-конспект, тексты «Судьба и совесть»

(Яковлев М.) и «Два светильника» (Р. Гамзатов) Стихи О. Мандельштама, А.С. Пушкина.

 

План урока

•  Экспресс - опрос.

•  Повторение теоретического материала по схеме-конспекту.

•  Словарная работа.

•  Анализ текста «Судьба и совесть».

•  Анализ текста «Два светильника».

•  Минута высокой поэзии, (стихотворение О. Мандельштама).

•  Сочиняем стихи.

•  Итог урока.

Экспресс-опрос.

1. Раздел грамма гики, изучающий словоизменения и грамматические разряды.

(Морфология).

•  Совокупность правил правописания изучает (Орфография).

•  Наименьшая значимая часть слова (Морфема).

•  «Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена» (местоимения).

•  Оно любит счет, (числительное).

•  «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» (существительное).

•  Часть речи причастная глаголу в образе прилагательного» (В. Даль причастие)

•  Он действует, страдает, спрягается, может быть возвратным и невозвратным (глагол).

•  Часть речи, которая выражает настроение (междометие).

•  Виды служебных морфем, (словоизменительные и словообразовательные)

•  Словообразовательный аффикс, не имеющий значения, но выполняющий соединительную функцию в слове... (интерфикс)

•  Самая крупная сегментная фонетическая единица (фонетическая фраза).

•  Суперсегментные единицы ( ударение и интонация)

•  Признаки словосочетания...

Тема практического занятия «Предложение».

ПЛАН

•  Общее понятие о предложении. Содержание и форма предложения.

•  Типы предложений по цели высказывания.

•  Эмоциональная окраска высказывания.

•  Общее понятие о предложении (рассказать по схеме).

•  Схему «Типы предложений по цели высказывания» начертить на доске и расшифровать.

Выводы:

Основными признаками предложения являются:

•  грамматическая форма в виде грамматической основы;

•  предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

•  интонация, имеющая завершенность;

•  свободное лексическое наполнение.

Придумать предложения различных типов и записать в тетрадях; доказать, что это предложение.

 

Словарная работа

Модальность - оценка реальности действия (выражается формами глагольного наклонения и интонации).

Темпоральность - отношение высказывания к моменту речи - опирается на глагольные

формы времени.

Персональность - синтаксическое лицо

(термины употреблять при характеристике предложений).

Бескорыстно, достоинство, духовный (мир), патриотизм, позиция, справедливость, обретенная истина;

пресс-конференция, прославлять, суждено - выяснить значения слов.

Чтение текста «Судьба и совесть»

•  Почему текст называется «Судьба и совесть»?

•  Как раскрывается главная тема текста?

•  Выделить в данных предложениях предикативную основу.

а) Ученый защищал не только силой создаваемого им термоядерного оружия, но и

силой разума.

Ученый защищал - предикативное значение выражено изъявительным наклонением глагола в прошедшем времени, в 3 лице. Содержанием является событие.

б) Чему же учит нас эта нелегкая судьба?

в) Он видел свою цель и задачу в возвышении страны, народа, достоинства личности:

Схемный диктант

•  Он был великим ученым и гражданином

•  Ушел из жизни Человек, а человечество потеряло личность.

•  Он был рожден всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция.

1. .

2. , а .

3. , что

Анализ предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски.

 

«Два светильника» Р. Гамзатова

•  Почему текст так называется?

•  Какое сравнение использует корреспондент, говоря о языках?

•  Какое сравнение использует Р. Гамзатов, отвечая корреспондентам? Распространите предложения:

Светильник зажжен (повествовательное предл.)

Светильник погаснет, погаснет жизнь (побудительное предл.).

Песня убивает? (вопросительное предл.)

Минута высокой поэзии

О. Мандельштам «Дано мне тело - что мне делать с ним...»

«Музыка твоих шагов...»

Найдите эмоционально - окрашенные предложения.

Какие предложения по цели высказывания использовал О. Мандельштам? С какой целью?

Сочиняем стихи

•  Душа моя; Павел,

•  Держись моих правил;

•  Люби то-то и то-то.

•  Не делай того-то.

•  Кажись, это ясно.

•  Прощай, мой прекрасный!

А.С. Пушкин в альбом Павлу Вяземскому.

Д/з. Написать мини- сочинение- рассуждение.

«Патриот, кто это?

«Как я понимаю патриотизм».

 

Осип Мандельштам

Дана мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить Кого, скажите. Мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть -Узора милого не зачеркнуть. 1909г.

Музыка твоих шагов

В тишине лесных снегов,

И, как медленная тень, Ты сошла в морозный день.

Глубока как ночь, зима, Снег висит как бахрома.

Ворон на своем суку Много видел на веку.

А встающая волна Набегающего сна

Вдохновенно разобьет Молодой и тонкий лед,

Тонкий лед моей души - Созревающий в тиши. 1909г.

 

Два светильника

Р а с у л. Языки - не папахи и не сигареты. Язык не враждует с языком. Песня не убивает песню. От того, что в Дагестан пришел Пушкин, Махмуд не должен покидать родные края. Если хороший друг пожал твою руку, рука твоя не исчезнет в его руке. Она станет только теплее и крепче. Языки - не сигареты, а светильники жизни. У меня два светильника . Один освещал мне путь из окна отцовской сакли. Он был зажжен моей мамой, чтобы я не заблудился. Если этот светильник погаснет, действительно погаснет и моя жизнь. Она погрузится во тьму, если даже я физически не умру. Второй светильник зажжен моей великой страной, моей большой Родиной, Россией, чтобы я не запутался по дороге в большой мир. Без него моя жизнь будет темна и ничтожна.

(Р.Гамзатов) .

Судьба и совесть.

Великий ученый и гражданин - таким останется в памяти людей Андрей Дмитриевич Сахаров , имени которого суждено стать в летописи нашей страны рядом с именами самых достойных представителей отечест­венной интеллигенции .

А.Д. Сахаров защищал страну не только силой создаваемого им термоядерного оружия, но и силой разума, своего обостренного нравственного чувства.

Кажется непостижимым, что в одном человеке неразделимо слились мощь теоретика, размышления о глубинах Космоса и атомного ядра, о том, что несут они человеку и что сам человек ждет от этих загадочных глубин. И думы о нелегкой судьбе своего народа, общей цивилизации в драматически меняющемся мире - размышления, вылившиеся в мужество Поступка, мужество Позиции.

Чему же учит нас эта нелегкая судьба?

Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Способности видеть свое конкретное дело в целостном сплаве всего движения цивилизации, оценивать его критериями высшей общечеловеческой значимости. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума . И мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно за справедливость обретенной истины, что и движет вперед человека и человечество.

Ушел из жизни Человек, а человечество потеряло Личность

(А.Яковлев, народный депутат СССР)

© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..