«Нет пророка в своем отечестве» — эта широко известная мысль подтверждается на примере жизни и судьбы многих поэтов разных стран и времен. Р. Гамзатов избежал этой участи. Он оказался любимцем судьбы. Он стал лауреатом всех премий, кавалером всех орденов и медалей СССР, получил высокое звание Героя Социалистического Труда. Демократы тоже не обошли вниманием всемирно известного поэта. Ко всем прочим наградам и почестям поэт получил звание академика. Это не может не радовать непредубежденного дагестанца, ибо в этом — признание заслуг нашего великого земляка открывшего Дагестан всему миру. А это открытие стало возможно через постижение природной я социальной сути дагестанцев. В этом он превзошел всех своих современников. Если даже все почести забудутся, останется это открытие.
В исследованиях дагестанских литературоведов убедительно доказано, что основные направления развития литератур народов Дагестана XIX в. прослеживаются в творчестве Батырая, Алигаджи из Инхо, Е. Эмина и И. Казака. Доказано также, что закономерность формирования новой дагестанской литературы в 20—50-х годах XX в. можно определить по произведениям С. Стальского, Г. Цадасы, Э. Капиева. В художественном творчестве любого народа есть творческие личности, определяющие - художественный уровень и направление его развития, т.е. оказывающие наибольшее влияние на текущий литературный процесс. Таким поэтом в дагестанской литературе стал Р. Гамзатов.
Внешне восхождение Р. Гамзатова на поэтический Олимп кажется нетрудным. Иные исследователи склонны объяснять успех поэта стечением обстоятельств, как судьбы властный приговор. Родившийся и воспитывавшийся в семье народного поэта Дагестана Г. Цадасы, Р. Гамзатов рано приобщился к поэзии. Действительно, традиции аварской народной поэзии, Алигаджи из Инхо, Тажудина (Чанка) и особенности Махмуда и Г. Цадасы, благодаря отцу, были усвоены им еще в молодости. Только поэтому стал возможным выход в 1943 году первого поэтического издания под . символическим для того тяжелого военного времени названием «Горячая любовь и жгучая ненависть». Свежесть и непосредственность удивления человеком и окружающей его средой, открытость самовыражения — черты, свойственные стихам и поэме девятнадцатилетнего поэта, идут от предшественников и родного фольклора, благоговейное отношение к которым Р. Гамзатов сохраняет на протяжении всей своей творческой жизни. Поэма «Слава, краснодонские сыны!» как и некоторые стихи этого сборника, будучи лирической по форме, включала в себя значительное для народа содержание, которое переводило субъективные переживания автора на уровень внеличных, общественно значимых. Эта и вторая книга Р. Гамзатова, выпущенная на родном языке в | 1945 году под названием «Отголоски войны», включали произведения, воссоздававшие героику войны, показывающие мужество и храбрость советских людей.
И вполне естественно, что поэта, заявившего о себе, оригинальным поэтическим взглядом, стали издавать на русском языке. В 1948 и 1949 гг. в Махачкале и Москве были выпущены книги «Земля моя» и «Песни гор», в которых поэт продемонстрировал не только идеи и мысли, не бывшие в употреблении других дагестанских авторов, но и показал свою приверженность политической и любовной лирике.
Проблемно - тематические и жанрово-стилевые поиски Р. Гамзатова особенно явственно проявились в книге «Год моего рождения» (1950), в которую, кроме старых, стихов, вошли две поэмы «Родина горца» и «Год моего рождения». В обеих поэмах автор пытается осмыслить исторические судьбы Родины, ее взаимоотношения с Россией, с русским народом. В дагестанской литературе поэмы Р. Гамзатова стали примечательны не только своим идейно-тематическим своеобразием. В поэмах «Сказание о чабане» Г. Цадасы, «Буран» 3. Гаджиева, «Герой труда» Т. Хрюгского. «Садовод Абдулла» А. Гафурова запечатлены судьбы индивидуальных персонажей. Поэма «Год моего рождения» открывает новую страницу в развитии жанра — в произведении дан образ народа, единого в своем порыве добиться свободы и независимости.
В исторический сюжет поэмы включен образ отца, а события, эпохальные для народа, соотнесены с судьбой автора. Включая в лирическое переживание социальные события мирового значения, сопрягая их со своим авторским душевным состоянием, Р. Гамзатов создал в дагестанской литературе новую художественную структуру.
Позже Р. Гамзатов, наверное, в пылу полемики, заметил: «Искусству чуждо новаторство. Это все выдумано. Не повторять того, что создано Пушкиным и Махмудом, — вот суть новаторства». Но в поэме «Год моего рождения» поэт не только следует устоявшимся традициям дагестанской литературы.
Поэт, понявший относительность, историчность законов искусства, свободно стал обращаться и с малым поэтическим жанром — стихотворением. Стихи 40—50-х годов демонстрировали чувства и переживания лирического героя, обуреваемого желанием «на малом наречье, горя вдохновением, песни петь для большой стоязычной страны». Книги стихов «Слово, о старшем брате» (1952), «Лирика» (1954), «Стихотворения» (1956), «В горах мое сердце» (1957) показали рост поэтического мастерства Р. Гамзатова, чье творчество вывело дагестанскую литературу на орбиту взаимодействия с многонациональной советской литературой.
В 60-е годы поэзия Р. Гамзатова обрела, мудрую зрелость и глубокую философичность. В книге стихов «Высокие звезды», удостоенной в 1963 году Ленинской премии, большие проблемы, глубокие чувства, высокие идеалы раскрываются посредством деталей горского опыта, поступков и побуждений горцев. Поэт находит общечеловеческое, гуманистическое в жизни и быте горцев. Отчий дом, тепло родного очага, родной аул становятся не только гнездовьем души поэта. Отношение к ним становится показателем морального величия человека. С этого сборника, в котором с крыши горской сакли автор окидывает взором весь мир, начинается триумфальное шествие поэзии нашего земляка по планете. И этому способствовало не только расширение тематического диапазона, но и повысившееся мастерство постижения духовного мира горца и шире — советского человека.
Идейно - тематические новации, жанрово-стилевые поиски Р. Гамзатова стимулировали развитие Дагестанской поэзии, обогащение ее многокрасочной палитры. Не будет преувеличением, если скажу, что в последние тридцать лет Р. Гамзатов является властителем дум не только читателей, но и поэтов — и не только Дагестана, но и всей страны. То, что раньше робко называлось поэтической школой Гамзатова, стало реальностью литературного процесса 60—90-х годов. В этом нетрудно убедиться, если обозреть поэзию народов Дагестана е точки зрения идейно-тематического и жанрово - стилевого многообразия. Многие поэтические новации и в аварской, и даргинской, и лакской, и лезгинской и т. д. поэзиях имеют, как правило, гамзатовскую мету. Это не означает, что Г.Б. Багандов и с. Рабаданов, А. Саидов и И. Гусейнов, Б. Магомедов и М. Атабаев, А. Алиев и М. Ахмедов, М. З. Аминов и другие современники, перенимают или берут взаймы, в кредит художественные обретения поэзии и прозы прославленного мастера слова. Но так случилось, что зачинателем нового, восстановителем традиционного в поэзии, как правило, становился Р. Гамзатов. Не мною сказано впервые, но у него, в самом деле «дерзостный талант открывателя» (Н. Капиева).
Каждому непредубежденному исследователю ясно, что современная любовная, философская лирика не только Дагестана, но и всей страны и мира не может обойтись без произведений Р. Гамзатова.
Философское обобщение, символика, интонационное богатство, полифоничность становятся характерными чертами политических и интимных исповедей дагестанских поэтов, следующих за Р. Гамзатовым, - автором стихов «Вернувшись с гор», «Цвета» и других произведений этого жанра.
Жанры двустиший, четверостиший и восьмистиший получили развитие еще в дореволюционной дагестанской поэзии. Взрывная сила, вложенная в них Р. Гамзатовым, обособила поэтические миниатюры от традиционных произведений
Излюбленные приемы — неожиданные повороты мысли, наличие контрастов, противоположных полярных образов — делают произведения этого жанра поэтическим приоритетом Р. Гамзатова
Фактически из небытия возродил поэт жанр надписей, которые отличаются афористичностью, неожиданностью поворота мысли, противопоставлением образов и символов.
Не менее дерзко и неожиданно обращение Р. Гамзатова к исконно европейскому жанру — сонету. Сонеты его, как и подобает аварским стихам, безрифменные. Но автор сумел обеспечить сонетное звучание.
Вызвав к жизни жанр литературного сказания; Р. Гамзатов не только вдохнул новую жизнь в конкретные фольклорные тексты и тем самым обратил их к современности, но и способствовал жанрово-стилевому обогащению поэтического эпоса. Долго в памяти остается поэма «Горянка», раскрывшая традиционную тему дагестанской литературы — тему свободы женщины и ее права на выбор супруга. Р. Гамзатов с присущей ему оригинальностью развернул сюжет. Но не только эпический сюжет является структурообразующим элементом поэмы. Лирические отступления в поэме играют не менее важную роль. Без них концепция человека была бы высвечена недостаточно ярко, поэма осталась бы на уровне произведений предшественников и современников.
Создавая «Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о казикумухской хане, о хунзахском Нуцале и его дочери Саадат», поэт, безусловно, опирался на фольклорный источник — аварскую народную балладу о взлете души знамени того гидатлинца, ради сохранения своей чести и достоинства умершего от руки хунзахского хана. Эта сюжетная канва сохранена и Р. Гамзатовым. Но «Сказание» Р. Гамзатова состоялось как оригинальное авторское произведение благодаря тому, что нравственный выбор, сделанный главным героем, усилен. Герой идет на самопожертвование сознательно.
Нора наиболее интенсивного развития дагестанской поэмы, как известно, начинается с 60-х годов. В этот процесс более чем кто-либо другой художническую лепту внес Р. Гамзатов. Вы ход поэм «Весточка из аула», «Звезда Дагестана», «Колокол Хиросимы»
(1966), «Берегите матерей» (1976), «Последняя, цена» (1975), «Остров женщин» (1979) и других повлек за собой изменения в художественном строе дагестанской поэмы.
Лирико-философские раздумья о жизни, о родине, о творчестве пронизывают и книгу прозы Р. Гамзатова «Мой Дагестан», книга эта своеобразна, можно сказать — дерзка по замыслу, отбору жизненного материала и его художественному претворению. Она не поддается анализу, как обычное прозаическое произведение, воспринимается как поэтическая вещь, где авторское видение жизни превалирует над эпическим, бесстрастным изображением человека и действительности. «Мой Дагестан» не имеет аналогов в дагестанской литературе.
Стихи об Армении, Азербайджане и Грузии — образцы лирики, в которых поэт выразил не только духовный мир дагестанца, но и постиг своеобразие психологии других народов. Такое проникновений возможно при безустанной работе сердца и ума. Логически этот ряд продолжают произведения о впечатлениях о Франции, Кубе, Иране, Болгарии, которые расширяют представление о мире и человеке, знаменуют , поиск духовности в жизни и истории народов чужедальних стран.
Об углублении и расширении масштабов поэтического мышления свидетельствуют и поэмы «Живая богиня Кумари» (1985) и «Колесо жизни» (1985). Нравственный мир непальцев, соотнесенный с моральными ценностями своего народа, приводит автора к мысли о единстве человечества, о неповторимости каждого народа. Поэт создал лирические поэмы, показывающие расцвет этог о жанра в современной дагестанской литературе. И не только в дагестанской.