Исторический очерк

Вряд ли можно назвать другую профессию, которая была бы так связана с жизнью и судьбой народа, с его мечтой о будущем, как профессия учителя. Это хорошо понимали горцы молодой Дагестанской республики.

А учителей-то в те далекие двадцатые годы было очень мало.

Учиться... Об этом мечтали юноши и девушки. И важнейшей задачей в те годы было — учить и учиться. А для этого нужно было в первую очередь подготовить кадры.

В Дагестане тогда еще не было ни университета, ни педагоги­ческого института. Поэтому создание педагогических учебных заведений по подготовке учителей становилось огромным собы­тием в народном образовании республики.

 

Буйнакское высшее педагогическое училище, теперь уже кол­ледж, за свою более шестидесятилетнюю историю сыграло боль­шую роль в истории создания и развития системы образования в республике, в истории ликвидации неграмотности и малогра­мотности тысяч горцев и горянок.

Датой рождения училища было 30 января 1930 года. Именно этим числом был подписан приказ народного комиссара Дагестана о создании в Хунзахе педкомбината. Такое название это учебное заведение получило потому, что в нем были созданы подготовительные курсы, трехмесячные и годовые курсы, а так­же трехлетнее обучение по подготовке учителей.

Первым директором училища был Салман Ахмедович Махачев, чуткий и отзывчивый человек, очень требовательный к себе, внимательный руководитель-наставник, педагог высокой эруди­ции и культуры. Он сумел сплотить педагогический коллектив для выполнения сложнейшей задачи — обучить и воспитать бу­дущих учителей, главным образом для аварских горских школ.

В первые годы в комбинате работали прекрасные педагоги. Они отличались подлинной человечностью и нравственной чи­стотой, служили ярким примером для молодых учителей и вос­питателей.

В 1934 году аварский педагогический техникум (так стал име­новаться педкомбинат) переехал в Буйнакск. Это сыграло боль­шую роль в становлении молодого учебного заведения. Ведь Буйнакск — бывшая столица Дагестана с богатыми историческими и культурными традициями. Буйнакск — также ворота в горы. И это выгодное положение тоже благоприятствовало подготовке учителей для горных районов.

Педагогическому техникуму отдали дом бывшего генерал-губернатора на северной окраине города. Рядом потом было построено четырехэтажное общежитие.

В 1933—1934 учебном году в училище работали учителями: Радченко К. М., Джамалутдинов Али, Ибрагимов, Гусейнов Камиль, Збых С. В., Гаджиев Муртузали, Курбанов Зайнулабид, Алисултанов Магомед, Гусейнов Омардибир, Магомедов Шапи, Шахназаров Гаджи, Гайдарбеков Мансур. Заместителем дирек­тора по учебной части был Мадиев Гасан.

С переездом в Буйнакск в техникум были привлечены опытные учителя: Огиенко Г. В., Левицкая Н. С, Сидельникова И.„ Комаров В. И., Фимина К. И., Моралевич, Николов Б. П., Меламедов, Дешко, Ефименко, Белиц, Лаврова, Плонская, Дибиров Ахкубек, Омаров Сапиюла (сын Омарова-Чохского, имя которого носит училище), Скрабе А. П. и др.

Поступавшие учиться плохо знали русский язык, имели очень слабые знания по всем предметам, но жажда знаний у них была столь велика, что они преодолевали трудности и становились образованными учителями.

В 1935 году состоялся третий выпуск, насчитывавший 13 учителей, среди них старший сын народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы — Магомед Гамзатов, погибший в Сталинградской битве. Второй сын его Ахильчи Гамзатов окончил училище в 1938 году (погиб под Севастополем).

В училище в отдельные годы работали курсы по переподго­товке учителей — трех- и десятимесячные. Было создано заочное отделение, первым его заведующим был Гамзатов Магомед.

Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, введены были уроки музыки, кружки художественной самодеятель­ности, даже кружок бальных танцев, фотокружок и другие.

В 1935—1936 учебном году обучалось уже 250 человек. В течение тридцатых годов часто менялись директора и их заместители.

В октябре 1934 года Махачева сменил Мадиев Гасан, в 1936 году его заменил Даибов Хасай Джамалудинович, в 1937 году директором стал Кауров Якуб Джафарович, затем возглавляли училище Магомедов Хизри Магомедович, Сайгидов Магомед, Далгатов Курамагомед, Мирзоев Магомед, а с января 1940 года Мутагаджиев Абдулазиз.

Менялось и название учебного заведения: с января 1937 года оно стало называться Аварским педагогическим училищем, а е августа 1939 — вторым Буйнакским педучилищем.

Среди первых учеников тридцатых годов следует назвать Магомеда Батырова, ставшего в годы войны Героем Югославии, Хажу Лакалову, будущего Героя Социалистического Труда, Магомедбекову, ставшую доктором филологических наук, будущего писателя-драматурга Магомеда Сулиманова.

В 1939 году окончили училище всемирно известный поэт Расул Гамзатов и Герой Советского Союза Саадула Мусаев„

Трудными для училища были годы Великой Отечественной войны. Ушли на фронт многие преподаватели. Погибли на фронте преподаватели Огиенко, Комаров, Мутагаджиев, Омаров. Общежитие было отдано под военный госпиталь. Ушли на фронт и многие учащиеся.

Трудными были для училища и послевоенные годы. Директорами работали Эльдаров М. М., Кабанов М. Д., Салтынский М., Кауров Я. Д., Егелев М. Им на смену пришли Адильханова Р. Р., Загалов М. М., Абдулкадыров С. Г. Такая частая смена директоров не смогла работу по подготовке учителей делать стабильной. Слабой была и материальная база училища. Но в коллективе учителей были опытные педагоги, которые добивались от учащихся упорной работы. Среди них можно назвать Гаджиеву М. Я., Азарову М. В., Алиеву 3. В., Огиен­ко П. К., Зусмакова М. М., Кабанова М. Д., Мавраева Н. М., Аб-дуллаева А. А., Нагорнову Т. Е.

Вспоминает выпускник 1948 года Магомед Исалмагомедов: «Учился я в трудные послевоенные годы: карточная система, полуголодная жизнь в неотапливаемом общежитии. Из 11 поступивших ругуджинцев училище окончило только двое. Из учителей в памяти остались директор Кабанов М. Д., завуч Мавраев Н. М., Алиева 3. В., Соколова М. П., физик Мурклинский. Классным руководителем был Н. М. Мавраев, учитель математики, очень эрудированный, требовательный, чуткий педагог».

Долгое время училище оставалось чисто мужским учебным заведением. И только с приходом директора Каурова Я. Д. стали принимать в училище и девушек. До 1948 года выпускались учителя начальных классов. А в 1948 году было открыто еще одно отделение — физкультуры, которое готовило учителей физкультуры для старших классов. Это отделение просуществовало с небольшим перерывом до 1972 года. Было открыто отделение труда и черчения.

При училище работало заочное отделение. Его почти бессменным заведующим был Алиев О. Г. Отделение было закрыто в 1977 году.

В шестидесятые годы сложился стабильный и сильный учительский коллектив. И хотя учебные занятия проходили в двухсменах, и не было кабинетной системы, благодаря усилиям и опыту педагогов улучшилась подготовка учителей. Среди этих учителей нужно назвать Насимову Марию Насимовну, Сидоренко Виктора Ильича, Мавраева Ниязбека Мирзоевича, Азарову Ма-риану Васильевну, Семыкину Валентину Павловну, Губаханова Абдурахмана Файзулаевича, Гасанова Абдуллу Гасановича. Кроме учителей для начальных классов и учителей физкультуры для старших классов некоторое время училище готовило на базе 10-ти классов учителей русского языка и биологии в связи с тем, что сельские школы нуждались в них.

Во второй половине шестидесятых годов был создан методический кабинет, основателем которого была прекрасный молодой педагог Семыкина В. П. В 1968 году был открыт музей училища, его бессменным руководителем стала Якобсон Р. В. Постепенно стала улучшаться материальная база училища.

Учитель из Ругуджи, выпускник 1963 года, Нажмутдин Османгаджиев написал об училище: «Очень доволен знаниями, полученными в педучилище, особенно по русскому языку. Привила мне любовь к русскому языку Азарова Мариана Васильевна, замечательная, одаренная женщина, хорошо знающая методику преподавания русского языка в национальной школе, любящая свою профессию. Спасибо ей за доброту, за материнскую любовь к горцам».

Выпускник 1964 года, ныне директор школы искусств города Буйнакска, Магомедов Камал рассказывает: «Училище я закончил в 1964 году. Здесь ощутил влечение к музыке, художественной самодеятельности. Педагогическое училище определило мой дальнейший путь: я связал свою жизнь навсегда с искусством и с педагогической деятельностью. Закончил музыкально-педаго­гический факультет пединститута».

Расцвет училища связан с приходом директора Шиллаева Гаджи Саидовича, его заместителя Мазиной Майи Филипповны, которые проработали на этих должностях более двадцати лет.

Материальная база училища улучшилась с вводом в дейст­вие нового учебного корпуса в 1973 году, чуть позже были построены спортивный и актовый залы, столовая. Училище перешло на односменное занятие.

Создаются кабинеты, которые оснащались и техническими средствами обучения. Методический кабинет стал центром методической работы не только училища, но и школ города. В училище проводились курсы повышения квалификации учителей начальных классов города и горных районов Дагестана, семинары директоров школ города и учителей русского языка школ города.

Были оборудованы кабинеты технических средств обучения, русского языка и литературы, истории, физики, химии и биологии, природоведения.

После землетрясения 1975 года, когда 1-е Дагестанское пед­училище было переведено в город Избербаш, а женское педучилище было ликвидировано, училищу было передано большое общежитие 1-го ДПУ. Многие опытные преподаватели из этих двух училищ перешли в наше училище (оно стало называться просто Буйнакским педагогическим). Сложился в результате сильный педагогический коллектив, который включал таких учителей: Туганову Марию Алихановну, Беляеву Ольгу Георгиевну, Бондаренко Марию Никифоровну, Костюк Майю Максимовну, Муртазалиеву Ираиду Михайловну, Нагорнову Татьяну Ефимовну, Подгорную Антонину Романовну, Омарову Патимат Омаровну, Махмудову Санию Ахмедовну, Губаханова Абдурахмана Файзулаевича, Меджидова Халила Меджидовича, Абдурашидову Татьяну Николаевну, Фаталиеву Патимат Гусейнаевну, Золотухину Наталью Сергеевну, Шамилову Аллу Багаутдиновну, Кайсарова Сулеймана Магомедовича, Хайирова Азиза Мирзаевича, Кишееву Анну Маркеловну, Якобсон Раису Владимировну, Абдулатипова Абдурахмана Абдуллаевича, Заболовского Александра Ивановича, Абдуллаева Абдулжалила Абдуллаевича.

В 1976 году было закончено строительство актового и спортивного залов, столовой. В этом же году училище получило еще одно здание общежития (бывшего 1-го ДПУ).

В училище большое внимание стало уделяться методической работе, повышению качества знаний будущих учителей.

Была создана киностудия под руководством заслуженного учителя школ РД Пашаева А. Б. Киностудия засняла 8 фильмов. Фильм «Минута молчания» стал дипломантом на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов. Кроме клуба «Красная гвоздика» большую популярность получили клубы «Учитель», «Книголюб». Стало работать множество кружков, учащиеся получили возможность выбрать себе дело по интересам.

На открывшемся отделении труда и черчения были оборудо­ваны прекрасные кабинеты кулинарии (зав. кабинетом Мамаева X. М.), швейного моделирования (Продайкова В.), швейного дела (Киязова К. Е.), автодела (Ибашев М. А.), слесарная и столярная мастерские (Мазур В., Заболовский А. И.), кабинет черчения (Шилин М. А.). Учащиеся этого отделения много сделали для оборудования учебного корпуса, его кабинетов, музея.

В 1980 году училище отпраздновало свой золотой юбилей — свое пятидесятилетие. На юбилей съехалось много гостей: бывшие учителя училища, знатные выпускники училища, среди которых был и Расул Гамзатов с друзьями, Абдулла Даганов, гости из Москвы, Махачкалы, педагогических училищ разных городов. Был дан большой концерт. На концерте прозвучала песня, посвященная юбилею. Слова к песне написал выпускник училища поэт Шамхал Дибиров, музыку — преподаватель училища Муса Алхасов.

Тебя, мой древний, вечно юный город, Люблю давно, как явь и забытье. Здесь я всегда душой с тобою молод, Родное педучилище мое. На новые вершины поднимала Всех нас твоя надежная звезда, Тебе я сдал экзаменов не мало, И Родине экзамен главный сдам. Слова мои простые в том порукой, Как давнее признание в любви. За свет добра, за щедрость и науку Спасибо вам, наставники мои. Здесь братьями и сестрами мы стали, Нашли друзей и искренних подруг. Пусть годы мчат, беречь мы не устанем В душе тепло любимых глаз и рук.

За достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров училище было награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестанской Республики.

В восьмидесятых годах проводилась многогранная внеклассная работа. Это туристические слеты, в которых участвовали все преподаватели и учащиеся, поездки по стране, из которых следует выделить поездку в город-герой Волгоград. Эта поездка посвящалась 40-летию Победы нашего народа над фашизмом. Целый туристический поезд (10 вагонов) впервые в истории города пришел на станцию Буйнакск и взял 500 участников экскурсии. К этой поездке все готовились, изучали ход Сталинградской битвы, разыскивали дагестанцев, участников этого сражения, устраивали встречи с ними. По возвращении учащиеся писали сочинения об увиденном, делились своими впечатлениями. И каждый будущий молодой учитель, несомненно, расскажет о великом подвиге людей в этой битве.В 1980 году состоялась большая встреча в честь 35-летия По­беды над фашизмом с буйнакцами — участниками Великой Отечественной войны.

А в 1982 году со всей страны съехались 150 однополчан 328 Варшавской Краснознаменной стрелковой дивизии, сформированной в Буйнакске в грозном 1942 году, которая прошла славный боевой путь от предгорий Кавказа до Берлина. Это была вторая встреча ветеранов дивизии (первая состоялась еще в 1974 году). На встречу приехал и бывший командир дивизии генерал армии Герой Советского Союза Иван Григорьевич Павловский.

В училище часто проводились встречи с писателями Дагестана. «Оборванные струны» — так называлась одна из встреч с писателями и поэтами, на ней шла речь о писателях и поэтах, погибших на войне. Частым гостем училища бывал и наш прославленный выпускник Расул Гамзатов, его приезд в училище превращался в настоящий праздник. Приезжали к нам и другиз выпускники училища писатели и поэты Магомед Сулиманов, Абдулла Даганов.

Неоднократно в училище бывали композиторы Дагестана. Особенно запомнились встречи с композиторами Чалаевым и Керимовым. Состоялась интересная встреча с молодыми композиторами Дагестана Аидой Джафаровой и Валерием Шауловым.

Художественной самодеятельности всегда уделялось большое внимание, о чем свидетельствуют призовые места. Это танцевальный коллектив «Улыбка» (руководитель Алиев X. А.), оркестр народных инструментов (Магомедов Г. М., Закарьяева Л. И.), духовой оркестр (Алидибиров И. Л.), хор (Алхасов И. Ш.), соль­ное пение (Магомедов А. Г.).

Три года (с 1986 года) директором училища был Кайсаров Сулейман Магомедович, который начал оборудование учебных кабинетов.

В марте 1988 года в училище было широко отмечено столетие со дня рождения выдающегося педагога, писателя Антона Семеновича Макаренко. На всех курсах проведены были специальные классные часы, посвященные деятельности Макаренко, учащиеся писали рефераты, делали доклады. Все работы, посвященные этой дате, стали экспонатами специальной выставки. Были выпущены небольшие проспекты о Макаренко, которые были вручены каждому учащемуся. В заключение состоялся юбилейный вечер. Слово о Макаренко произнес бывший директор училища, ныне преподаватель пединститута Гаджи Саидович Шиллаев.

На вечере были показаны инсценировки по книге Макаренко «Педагогическая поэма».

Большое впечатление произвело зачитанное письмо от бывшего воспитанника Антона Семеновича — Леонида Вацлавовича Конисевича, проживающего ныне в Санкт-Петербурге: «С чувством глубокого уважения к Вашему коллективу, последователям Антона Семеновича передаю сердечный привет и сердечные поздравления по случаю 100-летия со дня рождения великого педагога Макаренко. Счастлив, что у народов горного Дагестана Антон Семенович удостоился заслуженного уважения и признательности.

Счастлив, что его наследие нашло пути к сердцам свободолюбивых и мужественных горцев.

Макаренко — не история, канувшая в лету. Не музейная реликвия. Он жив и самый современный человек и учитель с большой буквы.

Верю и надеюсь, что знаменательный юбилей явится стартом в практику его наследия.

Желаю вам успехов в доскональном изучении теории и практики Макаренко по воспитанию молодежи. Это верный путь врачевания недугов, накопленных в период культа, волюнтаризма, застойных лет».

В 1990 году училище получило новый статус — стало Буйнакским высшим педагогическим училищем (колледжем). Теперь в училище имеется отделение на базе 9 классов, которое дает возможность каждому получить образование, чтобы стать учителем начальных классов и получить вторую специальность (срок обучения 3 года).

Открыт факультет на базе полного среднего образования с таким же сроком обучения. На факультете готовятся учителя начальных классов, каждый заканчивающий факультет получает и вторую специальность.

Началась перестройка в подборе учительских кадров на контрактной основе. Несмотря на очень трудное время, стала укрепляться материальная база учебных кабинетов и общежития. Оборудованы компьютерные классы.

Созданы комнаты Расула Гамзатова (новая — после ликвидации при музее), комнаты Эффенди Капиева, Батырая и Ирчи Казака, кабинеты истории культуры и традиций народов Дагестана, этнопедагогики, методики физвоспитания, создана литературная гостиная «Чираг». Появились новые традиции: проведение дня Матери, праздник «За честь училища», «День смеха», «День мужчины».

Улучшилась методическая работа в училище, введенная должность заместителя директора по научно-экспериментальной ра­боте (Мансурова Т. М.) и усиление работы методического кабинета дали возможность много сделать в применении новых методов работы на уроках, большое внимание стало уделяться нетрадиционным формам работы на уроках. Составлены преподавателями новые программы по предметам. Обобщен опыт работы лучших преподавателей и выпускников училища, работающих в школах нашего города. Улучшилась дисциплина как учителей и сотрудников, так и студентов. Среди педагогов следует отметить тех, кто работает по-новому, перестроившись в связи с реформами в стране. Это Махмудова Саният Махмудовна, Муртузалиева Ираида Михайловна, Муртазалиева Урбат Муртузалиевна, Омарова Патимат Омаровна, Омаров Гасан Юнусович, Шамилова Алла Багаутдиновна, Кайсаров Сулейман Магомедович. Некоторые педагоги явились авторами учебников. Это Фаталиева Патимат Гусейнаевна, автор учебника лакского языка; Абдулатипов Абдурахман Абдуллаевич и Гаджиев Абдулла Ооманович — авторы учебника аварского языка; Магомедов Гаджи Магомедович — автор учебника арабского языка.

Несмотря на большие трудности нашего переходного периода, коллектив учителей и сотрудников училища сумеет открыть новые славные страницы в истории колледжа, одного из старейших учебных педагогических заведений Дагестана.