ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ
Преподаватель русского языка и литературы - Хузайматова Д.К.
На изучение творчества и биографии И.А.Крылова программой предусмотрено 4 часа. Проведение данного урока рассчитано на последний час, как урок-закрепление.

Цели урока: Обучающая - в игровой форме проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Жизнь и творчество»; ознакомить с различными видами литературной игры путем осуществления межпредметной связи с русским языком, общей литературой и историей.
Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.
Воспитательная - воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию.
Нетрадиционная - формирование творческих коллективов, их сплочение; выявление лидеров; обучение навыкам групповой работы.

Подготовительная работа: Чтение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков - иллюстраций к басням Крылова.

Басни, предложенные для чтения:

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лев и лисица», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Цветы», «Свинья под дубом», «Крестьянин в беде», «Кукушка и петух», «Ларчик», «Гуси», «Обоз», «Раздел», «Щука и кот», «Чиж и еж», «Листы и корни», «Парнас», «Рыбья пляска», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Любопытный», «Осел», «Соловей», «Троеженец», «Синица», «Волки и овцы», «Василек», «Щука», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Две собаки», «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».

Оформление урока:

1. Запись на доске:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
И.А. Крылов
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».
Сенека.
2. Портрет Крылова (худ. О.Кипренский)
3. Стенгазета, отражающая основные этапы жизни баснописца.
4.Выставка книг, журналов, иллюстраций к басням, рисунков учащихся.


Оборудование: 1. карточки с вопросами
2. карточки с творческими заданиями 
3 .черный ящик 


Структура урока: 1. Слово преподавателя
2. Конкурс капитанов 
3. Литературный брэйн-ринг
4. Подведение итогов
5. Ознакомление с выставкой и стенгазетой
6. Домашний инструктаж 
7. Заключительное слово преподавателя.  


Литература: Н. Степанов «Крылов» (серия «Жизнь замечательных людей»)
И.А. Крылов «мартышка и очки»
И.А. Крылов «Лисица и виноград». 
И.А. Крылов «Басни». 


ХОД УРОКА:
Парты в кабинете заранее расставляются так, чтобы в центре образовалось два стола в небольшой отдаленности друг от друга, для играющих команд, а остальные по краю, для отдыхающих в тот момент участников. Курс заведомо поделен на команды таким образом , чтобы в каждой команде были и слабые и сильные учащиеся. Команд всего три. Один учащийся помогает учителю в подсчете очков и раздает играющим карточки с заданиями. Команды должны иметь свое название и эмблемы. Допустим: «Эрудиты», «Баснолюбы» и «Утомленные баснями».
1.Слово учителя.
- Здравствуйте ребята! Как вы, наверное, уже успели понять, урок наш сегодня пройдет в несколько необычной, нетрадиционной форме, в виде литературного брэйн-ринга. Вам придется очень хорошо поработать, чтобы эти 45 минут были не только интересными, но и результативными. О «герое» нашего урока мне хотелось бы сказать словами М. Исаковского:
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова».

И действительно с баснями Крылова дети знакомятся еще в дошкольном возрасте, а уж в школе нет старшеклассника, который не знает крылатые слова, пришедшие и прочно вошедшие в нашу речь из басен Крылова.

2. Конкурс капитанов
Итак, мы начинаем наше литературное соревнование. Объясняю правила игры. Как вы успели заметить, команды у нас 3, а игровых стола, всего 2. Я прошу подойти ко мне капитанов команд. Правила очень просты. Я задаю капитанам вопросы и те 2 команды, капитаны которых ответят первыми, садятся за игровые столы, а третья команда вступает в игру позже, она займет место проигравшей команды.
1- ый вопрос рассчитан на быстроту реакции:
Назовите басню Крылова, в которой не присутствуют собаки.
(команда ответившего капитана садится за 1 –ый игровой стол)
2-ой вопрос:
Из какой басни Крылова, данная строчка: «Да наши предки Рим спасли!»
(команда ответившего капитана садится за 2-ой игровой стол)
Игра будет идти до 5 очков. Та команда, которая наберет 5 очков первой, считается победившей, а проигравшая команда уступает место за игровым столом третьей команде.
За каждый правильный ответ команде дается один балл, если одна из команд ответит неправильно, то возможность отвечать представляется второй команде. Если обе команды отвечают неправильно, или ответ неполный, очко они не получают. Однако, возможность ответить есть у учащихся команды пока не участвующей. Наиболее активные будут награждены в конце урока хорошими оценками.

3. Литературный брэйн-ринг
Итак, мы начинаем игру.
1-ое задание будет творческое. Каждой из команд я давала задание- подготовить пантомиму к одной из басен Крылова, т.е. разыграть басню без слов, посредством мимики. Свою пантомиму представит третья команда, а играющие должны догадаться, что это за басня .
(Для пантомим учащимся были предложены басни «Гуси», «Кот и повар», «Синица»)

2-ой вопрос. Какие два исторических события отразились на жизни и творчестве Крылова - баснописца?
Ответ: Отечественная война 1812 г. и Восстание декабристов.

3-ье задание. По деепричастиям и глаголам определите басни:
1. Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
2. Стала, слыхала, достала, прижмет, нанижет, понюхает, налгали, засверкали.
Ответ: басни «Волк на псарне», «Мартышка и очки».

4-ый вопрос. Назовите первые басни Крылова, которые сделали его известным.
Ответ: «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».

5-ый вопрос. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
Варианты: - гипербола
- антитеза
- олицетворение? Объясните ответ.
Ответ: Антитеза, т.е. противопоставление. Здесь противопоставляются животные по размеру и по силе.

6-ое задание. Творческое задание. Мой помощник сейчас раздаст вам карточки. На них парные названия басен. Ваша задача назвать вторые пары, т.е. дописать названия басен. (карточка 1)
Ответ: «Щука и кот», «Волки и овцы», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Лев и лисица».

7-ое задание. Вы знаете, наверное, что в жанре басен писал не только Крылов. Это довольно распространенный жанр. На чистых листах за одну минуту напишите всех известных вам баснописцев. Выиграет команда, написавшая большее количество баснописцев.

Ответ: Эзоп, Лафонтен, Федр, Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Г.Цадаса, Л.Толстой, С.Михалков, Д.Бедный, Измайлов, Дмитриев, К.Прутков.

8-ое задание. Какое единственное наследство оставил своим детям отец И.А. Крылова?
Ответ: сундук с книгами.
Дополнение учителя: Именно в этом сундуке Крылов нашел свою впоследствии любимую книгу – сборник басен Эзопа. Но семье Крылова, к сожалению, пришлось продать сундук с книгами при переезде в Петербург.

9-ое задание. Мы не раз на уроках говорили с вами, что такие басни Крылова как: «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Петух и жемчужное зерно» высмеивают человеческое невежество. Однако, многие путают слова «невежа» и «невежда». Объясните, чем они отличаются, и кого высмеивает в этих баснях Крылов: невеж или невежд.
Ответ: невежда – грубый, невоспитанный человек
невежа – малообразованный человек.
Крылов высмеивает невежд.

10-ое задание. Кроме невежества Крылов высмеивал и другие человеческие пороки. Обратите внимание на высказывание Крылова, записанное на доске. А какие пороки, вы сейчас нам ответите, подобрав антонимы к словам на карточке.
Антонимы, как вы знаете, это слова, противоположные по значению. (карточка II)
Ответ: ум-глупость
доброта – жестокость
вежливость-грубость
щедрость-жадность
трудолюбие-лень

11-ый вопрос. Кто из друзей И.А. Крылова перевел произведение Гомера «Илиада» на русский язык. Именно в его переводе мы читаем «Илиаду» до сих пор.
Ответ: Н. Гнедич

12-ый вопрос. В 1789г. Крылов приступает к изданию собственного сатирического журнала. Как он назывался?
Ответ: «Почта духов»
Дополнение учителя: Полное название этого журнала звучало так – «Почта духов или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами».

13-ое задание. Следующим заданием у нас будут блиц-вопросы. Каждой команде я называю по три крылатых выражения из басен, которые они должны будут продолжить. Команда, которая ответит на все 3 вопроса получает очко. Если обе команды отвечают правильно, каждая зарабатывает по одному очку.

Блиц-вопросы для 1-ой команды.
1. Чем кумушек считать трудиться…
Ответ: ... не лучше ль на себя кума оборотиться.
2. А вы, друзья, как ни садитесь…
Ответ: … все в музыканты не годитесь.
3. Наделала синица славы…
Ответ: … а море не зажгла.

Блиц-вопросы для 2-ой команды.
1. Ты все пела? Это дело…
Ответ: … так поди же попляши.
2. Беда, коль пироги начнет печи сапожник…
Ответ: …а сапоги тачать пирожник.
2. Кукушка хвалит петуха….
Ответ: …за то, что хвалит он кукушку.

14-ый вопрос. Крылов был неплохим художником и музыкантом. В Петербурге он выступал в квартетах с известными виртуозами. А на каком инструменте он играл?
Ответ: на скрипке.
Дополнение учителя: А научил его игре на скрипке синьор Луиджи - нищий итальянец, живший в Твери.

15-ое задание. Сейчас мы найдем тех, кто не дружит с русским языком. На карточках, которые вам даст мой помощник, написаны слова (карточка III), так или иначе связанные с творчеством Крылова. Ваша задача подчеркнуть нужные буквы.
Ответ: «Троеженец», Отечественная война, бессильный, лицемерие.

16-ое задание. Как, с легкой руки П.Вяземского, называли И.Крылова его современники? - папа
- дядя
- дедушка?
Ответ: дедушка
Дополнение учителя: «Здравствуй с детками своими,
Здравствуй дедушка Крылов»

17-ое задание. Назовите жанровые признаки басни. Из каких частей она состоит?
Ответ: Из морали и повествования.

18-ый вопрос. К какой героине басни Крылова можно применить пословицу: «В чужом глазу соломинку видит, в своем бревна не замечает».
Ответ: Обезьяна из басни «Обезьяна и зеркало»

19-ый вопрос. Задание творческое.
Популярным развлечением у молодежи 19века было разгадывание шарад, а я предлагаю вам разгадать анаграммы, т.е. это перестановка букв с целью получения слова. ( карточка 4). Зашифрованы здесь басни Крылова
Ответ: «Василек», «Соловей», «Квартет».

20-ый вопрос. Из какой басни Крылова Пушкин заимствовал строку «Мой дядя самых честных правил» для своего романа «Евгений Онегин».
Ответ: «Осел», строка «Осел был самых честных правил».

21 –ое задание. Называется это задание «Черный ящик». Ваша задача узнать, что лежит в черном ящике. Вы сможете ответить на данный вопрос, разгадав небольшой кроссворд. Из конечных букв каждого слова и получится то, что находится в черном ящике. Все имеет непосредственное отношение к басням И.Крылова. Мой помощник даст вам карточки. Как обычно, тот кто узнал все слова первым поднимет руку. (Карточка 5)
Ответ: СЫР. Басня «Ворона и лисица». Помощник достает сыр из ящика.

22-ое задание. В 18 веке в период классицизма жанры литературы М.В. Ломоносовым были поделены на «штили». Вы это знаете. К какому штилю относилась басня: - высокому
- среднему
- низкому? И почему?
Ответ: к низкому, т.к. была написана разговорным, вольным языком.

23-ий вопрос. Этот вопрос я назвала вопрос на засыпку: Кому принадлежит крылатое выражение «быстро только кошки родятся»
-повару (из басни «Кот и повар»)
-Остапу Бендеру (Ильф и петров «12 стульев»)
-Знайке (Н.Носов «Незнайка и его друзья»)
Ответ: Остапу Бендеру.

А теперь у команды, которая проиграла в первом раунде, есть возможность отыграться. Может быть, на этот раз они смогут сломить дух победителей.

24-ый вопрос. Ну вот, дошла очередь и до «царицы наук» математики. Кто быстрей подсчитает, сколько лет исполнилось бы Крылову в этом году?
Ответ: 236

25-ый вопрос. В кого безумно был влюблен И.А. Крылов. Однако на свое предложение жениться получил отказ.
Ответ: Анетту Фурман.

Дополнение учителя: Известно, что ее же любил и русский поэт Батюшков, но тоже получил отказ.

26-ое задание. Угадайте басни по ключевым словам:
1.Лев, мужик, сковорода, староста, рай, хвосты, огонь.
2. Свинья, желуди, ворон, неблагодарная, плоды.
Ответ: «Рыбья пляска», «Свинья под дубом».

27-ое задание. Где похоронен И.А. Крылов? Могилы каких писателей находятся рядом с его могилой?
Ответ: В Александро-Невской Лавре, между могилами Н.Карамзина и Н.Гнедича.

28-ое задание. Одним из событий истории, которое Крылов описал в баснях была война 1812 г. с Наполеоном. На чистых листах напишите за 1 минуту басни, отразившие эту войну. Очко получит тот, кто напишет больше басен.
Ответ: «Квартет», « Раздел», «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Чиж и еж».

29-ое задание. По данным определениям узнайте героя.
1.Веселая, беззаботная, певунья, резвая, теплолюбивая.
2.Беззащитный, маленький, слабый, невинный, простодушный, прямой.
Ответ: Стрекоза из басни «Стрекоза и муравей»
Ягненок из басни «Волк и ягненок»


30-ое задание. Какие изобразительно-выразительные средства использует баснописец в данном отрывке из басни «Лисица и виноград»:
«У кумушки глаза и зубы разгорелись»,
А кисти сочные как яхонты горят»
Ответ: «Глаза и зубы разгорелись»- метафора
«Как яхонты горят» - сравнение


31-ый вопрос. Сколько басен написал И.А. Крылов за всю свою жизнь?
Ответ: 205

32-ой вопрос. Сколько лет было Крылову, когда он занял место канцеляриста в губернском магистрате с окладом 3 рубля в месяц.
Ответ: 10 лет.
Дополнение учителя: На этот скромный заработок и существовала семья Крыловых после смерти отца.

34-ый вопрос. Каким образом маленькому Крылову удалось избежать смерти, во время Пугачевского восстания?
Ответ: Мать тайком вывезла Крылова в глиняном горшке.
Дополнение учителя: Отец его руководил обороной Яицкой крепости. Пугачев поклялся повесить его и его семью.

35-ый вопрос. Каких художников, рисовавших портреты Крылова, вы можете назвать?
Ответ: Волков, Брюллов, Кипренский, Эстеррейх.

36-ой вопрос. Из какой басни выражение «Слона-то я и не приметил»:
- «Слон и Моська».
- «Любопытный»
- «Квартет»
Ответ: «Любопытный»

37-ой вопрос. «Мы те, которые, здесь роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!»
Ответ: «Листы и корни».

38-ой вопрос. В каком городе прошло почти все детство И.Крылова, до поездки в Петербург.
Ответ: Тверь
4. Подведение итогов
Сегодня вы проверили себя на смекалку, сообразительность, выявили свои знания. Не был легким ваш путь к победе в литературном ринге, но вы с достоинством преодолели его. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших нет, ведь вы многое сегодня узнали.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. (П.Вяземский)

А теперь, я предлагаю вам решить небольшой кроссворд, который подведёт итоги по биографии Крылова. (карточка 6). Мой помощник раздаст каждому из вас экземпляр. Напишите ваши фамилии на обратной стороне. Через 2 минуты я их соберу.

5. Ознакомление с выставкой и стенгазетой
Обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлено творчество Крылова во всём его разнообразии. Это и брошюры, и открытки, и журналы, рассказывающие о его творчестве. Здесь же представлены и сборники басен Л.Толстого, Г.Цадаса. Не только Крылов, вы знаете, их писал. Стенгазета, которую я подготовила для вас к этому уроку рассказывает об удивительной жизни И.А.Крылова, его дружбе с семействами Олениных, Гнедичей, Сандуновых.
Здесь же представлены работы известных портретистов, изображающие Крылова за работой, т.е. написанием басен. Это Волков, Эстеррейх, Кипренский. О них мы с вами сегодня говорили. На перемене вы сможете это всё хорошенько рассмотреть.
Нельзя забывать и художников, которые сидят здесь среди вас. Они подготовили очень яркие и красочные иллюстрации к басням. Здесь и « Квартет», и « Мартышка и очки», и « Обезьяна и зеркало» и др. Молодцы, девочки!

6. Домашний инструктаж
Урок у нас был творческий, а значит и домашнее задание будет необычным. Знаете ли вы, что такое «буриме»?
Это род литературной игры, заключающейся в написании стихотворения, обычно шуточного, на заданные рифмы.
Я подобрала для вас рифмы из басен Крылова. Вам надо написать на них стихи.( карточка 7)
1. …............................ соловей
…………………… у ней
……………………. кошка
…………………… немножко.

2…………………….. сестрица
…………………….. мастерица
…………………….. голова
……………………. слова.

3…………………….. день
…………………….. тень
…………………….шептали
…………………… толковали.
Вы, конечно, узнали басни «Кошка и соловей»,
«Ворона и лисица»,
«Листы и корни».

7. Заключительное слово преподавателя.
А завершить наш урок мне хотелось бы тоже словами М.Исаковского:
« Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
Народ его и Родина его!»
© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..